Рекомендации психологов по подготовке обучающихся к экзаменам
Самое важное в подготовке к экзаменам - это эффективная организация процесса заучивания и повторения. 
Самый распространенный при подготовке среди школьников способ - оставлять все на последний день и последнюю ночь - является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо - в случае, если у вас очень хорошая память - все более-менее в порядке до экзамена, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.
Предлагаются несколько способов организации процесса повторения, которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.
I способ. Ценность этого способа - в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после - через день. 
II способ. Организация рационального повторения: 
1. Прочитать - повторить.
2. Повторить через 10-15 минут.
3. Повторить через 8-9 часов.
4. Повторить через день.
III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.
О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти. Ч - чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными. 
О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г - главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3. 

 

Работа с родителями совместно с психологом по следующим вопросам:

  • по профориентации;
  • по подготовке к экзаменам;

Советы школьного психолога Захаровой Галины Михайловны

«Как избежать экзаменационного стресса. Способы преодоления»

 

Экзамен для учащихся – это всегда стрессовая ситуация. Экзамен может стать достаточно сильным стрессом не только для выпускников, но и для их родителей,  тем более ЕГЭ. Единый государственный экзамен – это новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ, а все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Тем более, что у родителей  нет подобного опыта. Поэтому в первую очередь несколько советов им. Первое, что надо помнить, что ЕГЭ – это все-таки не война и  все ваши дети вернуться. И второе: надо представить себе крайний вариант: ребенок не сдал экзамен - что «самое страшное» из этого последует? Пойдет работать, призовут в армию, пересдаст экзамен на следующий год. Оказывается не все так трагично. Но конечно хотелось бы «все как у людей…».  Что для этого нужно? Давайте разберемся.

Экзамены неизбежная часть жизни школьников. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен тесно связан с беспокойством и тревогой. Некоторые дети, лишь при мысли о нем испытывают состояние страха и  ужаса. Это состояние  называется состоянием экзаменационной или тестовой тревожности. При этом наблюдается нарушение в работе систем и органов ребенка,  снижение волевых функций и функций контроля,  обострение оборонительных реакций, чувство депрессии. Хочу напомнить, что депрессия у детей проявляется по сравнению со взрослыми иначе. Если взрослый человек страдающий депрессией много времени проводит на диване, то у детей наблюдается наоборот чрезмерная активность и суетливость, не могут на чем-либо сосредоточится, куда-то бегут, торопятся.  

Почему дети так волнуются? Сомневаются в полноте и прочности своих знаний или сомневаются в собственных способностях, или испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой?  Возможно и то, и другое, и третье. Именно поэтому им крайне необходима ваша родительская помощь, как во время подготовки, так и во время сдачи ЕГЭ.

Существуют так называемый   ложный способ поддержки со стороны родителей - это гиперопека: навязывание своих стандартов и зависимость подростка от взрослого  «да  он без меня ничего не может», « да я лучше знаю, что для него сейчас нужно» и т.д.   Подлинная поддержка должна основываться  на  подчеркивании положительных сторон ребенка, на  способности его к самостоятельному выбору и ответственности. Поддерживать можно посредством отдельных слов,  например: «Зная тебя, я уверен, что ты справишься», «Ты всегда раньше делал это хорошо».

Необходимо проявлять понимание и любовь к ребенку, оказывать поддержку, верить в его силы, откажитесь от упреков ( мало ли что было раньше). Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была не громкой и без слов. Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" - основная подготовка проводится днём, если "сова" – вечером, организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Ребенок должен знать, что бы ни случилось там,  на экзаменах, вы его  любите и никогда не придадите.

Помогите организовать режим, во время подготовки выпускник должен регулярно делать короткие перерывы. В перерывах полезно физическая активность, поэтому не надо прерывать занятия спортом,  например. Не забывайте об усиленном рационе питания. Помните, что умственная работа требует такого же количества калорий, что и физическая.

Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.